Шагаа 2021

План мероприятий празднования ШАГА-2021

Наименование мероприятий Сроки проведения Вид продукта, формат проведения и категория лиц Ответственные
Подготовительный этап
1 Создание разделов на официальных сайтах ОО «Шагаа-биле!» 19.01.2021 г. Разделы  «Шагаа-биле!» Руководители ОО
2 Информирование о старте  месячника «Шагаа-биле!» 19.01.2021 г. Инфоповоды и статьи для детей и взрослых Руководители ОО
3 Старт месячника «Шагаа-биле!» в ОО 20-22.01.2021 г. Старт месячника «Шагаа-биле!» Руководители ОО
4 Подготовка методических рекомендаций по организации и проведению месячника «Шагаа-биле!» До 22.01.2021 г. Методические  рекомендации для педагогов Руководители ОО, библиотекари
5 Объявление национального дресс-кода в образовательных организациях В течение месячника Национальные костюмы детей и взрослых Руководители ОО
6 Проведение прямых эфиров в организациях и в социальных сетях для населения на темы: «Шагаа будуузу», «Чолукшууру», «Сан салыры», «Ак чем», «Тыва оюннар» и т.п. В течение месячника Прямые эфиры в социальных сетях ВКонтакте, Инстаграм, для детей и взрослых Руководители ОО
Основной этап
1 Участие в заочном муниципальном конкурсе на лучшую методическую разработку праздника Шагаа С 20 января по 15 февраля 2021 г. Сборник лучших работ, педагогические работники ОО, ДОУ, УДО ММО учителей родного языка и литературы Ооржак У.Б.
2 Проведение национальных игр во время перемен   Среда, суббота во время месячника Педагогические работники, дети, взрослые Руководители ОО
3 Распространение в социальных сетях информационных листовок «Шагаа-биле!» с тувинскими пословицами и поговорками С 20 января по 10 февраля 2021 г. В социальных сетях, взрослые и дети Библиотекари ОО, ММО библиотекарей Анчаа А.Ю.
4 Участие во флешмобе «Монгун дептер» С 08 по 12 февраля 2021 г. Социальные сети (ВКонтакте, Инстаграм), педагогические работники ОО и дети Руководители ОО
5 Профилактическая акция «Аныяандан адын камна» в рамках белого месячника Шагаа С 8-12 февраля 2021 г. Социальные сети (ВКонтакте, Инстаграм), педагогические работники ОО и дети Руководители ОО
6 Массовый танцевальный флеш-моб «Челер-ой» (Дээн-Дээн) #Шагаа#молодежьтыва#челерой С 27 января по 12 февраля 2021 г. Видеоролик, национальный танец «Челер-ой» пройдет в формате флеш-моб с участием детей, педагогов, взрослого населения с выставлением соответствующих хэштегов в социальных сетях Руководители ОО
 7 Челлендж среди УДО «Тыва ёзулалдар болгаш чанчылдар» С 01-12 февраля 2021 г. Видеоролик, мероприятия, приуроченные к празднованию Шагаа, подразумевающие под собой ознакомление молодежи с народными традициями с участием молодежи и взрослое население Руководители УДО
8 Мастер-классы среди УДО: —  сувениров «Белек» — приготовление национальных блюд      С 25 января по 12 февраля Сувенирная продукция, изготовленная учащимися, дети и взрослое население Руководители УДО
9 Проведение праздника «Тараадан тыва далганны болбаазырадыры» 03 февраля 2021 г. Видеоролик по изготовлению тыва далган МБОДО ДДТ Сарыглар А.А.
10 Проведение праздника «Амыр менди ёзулалы» 03 февраля 2021 г. Видеоролик по изготовлению блюда из баранины, взрослые и дети МАУ ДО «ЦО» Бовей Л.К.
11 Проведение в образовательных организациях месячника Шагаа по плану С 19 января по 12 февраля 2021 г. Мероприятия по плану ОО, взрослые и дети Руководители ОО
Подведение итогов
1 Подведение итогов и размещение на официальных сайтах, страницах в социальных сетях До 12 февраля 2021 г. Итоговое совещание в ОО Руководители ОО
2 Предоставление отчета о проведенных мероприятиях на эл.почту rufina.oorzhak1971@mail.ru До 12 февраля 2021 г. Сводный отчет Зам по ВР ОО, старшие воспитатели ДО

Ритуал Шагаа — Сан салыры
Значение ритуала сан. С древнейших времен тувинцы поклоняются природе. Чтобы выразить благоговение перед творениями природы и свое почтение к ней совершают обряд чолукшуур (приветствие) посредством сан салыр/ — воскурение, жертвоприношение, моление — таинство общения с Отцом-Небом и Матерью-Землей. К этому обряду тувинцы относятся со всей серьёзностью. Обряд обычно проводит мужчина — хозяин дома, который несет ответственность за семью, род, клан, или приглашают шамана. Обряд сан салыр совершается во время освящения родовых гор, тайги, огня, перед охотой, перед тем, как отправиться на лечение на аржаан (минеральные воды), перед любым делом, имеющим судьбоносное значение.
Как показывают исследования, во время Шагаа тувинцы совершают два вида сан салыр — большой сан и малый сан. Мужчина устраивает большой сан, женщина — малый сан.
Большой сан. Его располагают на удаленном от юрты, дома, желательно на возвышенном, месте, так как Небо, создавая мужчину, предназначило ему быть охотником, сидящим в засаде на высоком месте, или править родом, кланом, государством с высокого трона. От мужчины, от его ума, предприимчивости, мудрости зависит благополучие семьи, но он не должен ограничиваться интересами семьи, от него зависит судьба подрастающего поколения всего рода, будущее его народа, развитие общества, поэтому именно мужчина проводит этот обряд, на него возлагается эта ответственная миссия.
Обычно для этого обряда существует, специально отведенное, постоянное место. Если же перекочевали на новое место, для сан салыр выбирают участок подальше от дорог на чистом, нехоженом, опять же возвышенном месте или на склоне горы. Площадку выравнивают, выкладывая плоские камни на ширину и длину 50 — 60 см.; заранее заготовленные дрова складывают в форме конуса, внутрь которого предварительно кладут бересту, артыш (можжевельник), политые топленым маслом.
Малый сан. Хозяйка аала располагает его недалеко от входа в юрту или во дворе перед домом. Женщина является воплощением солнечного света, от неё зависит тепло домашнего очага, любовь и согласие в семье. Малый сан должен быть расположен в 3 -4 метрах от входа в жилище, он совсем небольшой — огонь разжигают из щепы, только для того, чтобы сделать воскурение из масла и артыша (можжевельника), перед сан расстилают коврик из белой кошмы, на котором, опустившись на колени, женщина возносит молитву с просьбой к Небу, к духам-хранителям домашнего очага защитить от зла, ниспослать здоровье и благополучие детям и всем членам семьи, трижды кланяясь, трижды произносит молитву, затем молятся дети.
Сан салыр — Воздаяние Священному Огню — творцу. Обряд Сан салыр начинается рано утром с первыми лучами солнца. Мужчины, собрав, заготовленные для обряда предметы, отправляются на специально предназначенное для этого место. Хозяин дома раскладывает, как положено, костер и разжигает огонь. В разгоревшийся костер бросают щепотками Дээжи (жертвенная пища) — лучшее из приготовленной для Шагаа пищи (вообще самая вкусная часть любого кулинарного изделия). Жидкой пищей (молоко, чай с молоком, арага), которую нельзя лить, огонь только окропляют . Опустившись на колени, возносят молитву Духу Огня, выражают благодарность, просят о пощаде и милости от стихийных бедствий (засухи, холодов, падежа скота, наводнений и др.).
Бойдус-биле чолукшууру. После воздаяния почестей Огню на некотором удалении от того места, где проводился сан салыр, хозяин дома отдельно проводит обряд бойдус-биле чолукшууру – приветствие и благодарение духам данной местности. Чтобы просить милости от Природы, духов её гор, рек, степей, тайги, надо снять шапку, развязать пояс, положить его на плечи, и, стоя на коленях, окропить молоком лучи восходящего солнца и начать моление, выразить пожелания благополучия, благодаря за милости Отца-Солнце, Мать-Землю, попросить прощения за то, что нарушал их покой добывая себе пропитание. Взывая к наступающему Новому году восклицают: «Шаг чаагай, Шагаа чаагай!» (Шагаа благодатный, время доброе!) — так приветствуют Шагаа и возносят хвалу Новому году, выражают благодарность и произносят пожелания благополучия всему живому.
В настоящее время традиционный обычай сан салыр дополняется новыми обрядами, заимствованными из тибетского буддизма. Например, при вычислении времени наступления Шагаа, учитываются минуты и даже секунды. По обычаям тибетцев — встреча Шагаа сопровождается почитанием Будды и адептов-защитников буддизма, преподношением им белой пищи. Но то, что противоречит местным обычаям — это сжигание в огне грязных вещей, грешных мыслей и побуждений. У тувинцев Огонь считается священным явлением природы, поэтому загрязнять его нельзя. Однако соблюдение тех или иных обычаев — дело совести каждого отдельного человека.